Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык находится в  Улаганском районе Республики Алтай. Он расположен примерно в 31 км от населенного пункта Балыктуюль и в 47 км от районного центра, села Улаган.

Путь, идущий через перевал, является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром. Кроме того, это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера, а также до сел Коо и Балыкча. Вместе с Чулышманской долиной перевал Кату-Ярык является одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Горного Алтая. Туристов сюда привлекает нетронутая природа, сохранившаяся в почти первозданном виде благодаря удаленности и безлюдности этих мест.

Перевал Кату-Ярык по своей сути является крутым спуском с Улаганского плато в Чулышманскую долину, проходящим по склону горы. При этом перепад высот от подножья до вершины склона составляет 800 метров, а крутизна склона – около 35 градусов.

Перевал состоит из 9 поворотов. Общая длина спуска насчитывает 3600 метров. Средний уклон дороги составляет 10 градусов. Последняя прямая непосредственно перед спуском в долину отличается максимальным уклоном.

В самой верхней части перевала есть хорошая обзорная площадка, с которой открывается потрясающий вид на всю Чулышманскую долину. Долина видна примерно на пять километров как вверх, так и вниз по течению.

Разъехаться с автомобилями, идущими навстречу, на перевале Кату-Ярык возможно только на поворотах, где для этого имеются небольшие карманы.

Вплоть до недавнего времени  долина реки Чулышман была одним из самых труднодоступных природных достопримечательностей Горного Алтая.  До конца 1980-х годов не было вообще никакой автомобильной дороги, по которой можно было бы спуститься в долину реки Чулышман. Местное население использовало только конные тропы и лодки, для того, чтобы водным путем добраться до Телецкого озера.   Работу по строительству серпантина начали в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, который был тогда председателем совхоза «Советский Алтай». По большому счету, строительные работы осуществлялись всего тремя бульдозеристами, проделавшими за два года очень масштабную работу. Движение автомобилей через перевал Кату-Ярык было начато осенью 1989 года.

 

Назад